Многоканальная бесплатная горячая линия:
Москва и область: +7 (495) 128-42-53

Как уволить главного бухгалтера?

Главный бухгалтер – ключевой сотрудник каждой компании, поскольку сфера занятости напрямую связана с необходимостью решать финансовые вопросы. От уровня профессионализма зависит развитие предприятия. Увольнение может последовать по инициативе работодателя либо поданного заявления.

Во время увольнения часто возникают сложности, поскольку должность предусматривает доступ к многочисленным коммерческим сделкам организации, из-за чего нужно знать особенности.

Что говорится в ТК РФ

Правила сокращения главбуха предусмотрены нормами ст. 75, 76, 77, 79,81 ТК РФ. В зависимости от оснований для увольнения, порядок действий отличается между собой.

Процедура увольнения

Порядок увольнения главного бухгалтера осуществляется по стандартному алгоритму действий с некоторыми немаловажными изменениями, связанными с занимаемой должностью.

Основными этапами являются:

  1. Составление и подача письменного заявления – при сокращении по инициативе сотрудника либо соглашению сторон.
  2. Оформление Приказа – 2 экземпляра, один из них предусматривает передачу дел новому рабочему, второй – увольнение.
  3. Процедура передачи дел новому назначенному новому бухгалтеру.
  4. Выдача увольняющемуся лицу личной документации, начисление положенных выплат в соответствии с нормами российского законодательства.
Справка: при отказе работодателя принять заявление, документ передается по почте заказным письмом с уведомлением о получении.

По собственному желанию

Увольнение из компании по собственному желанию влечет необходимость в составлении и передачи работодателю увольнения – пишется на имя директора. Уведомление должно быть передано минимум за 2 недели до фактической даты сокращения.

Работодатель, согласно с требованиями трудового законодательства, не имеет права отказать. Практика показывает обратное. Если этому было место, необходимо воспользоваться одним из способов:

  • передать заявление по почте;
  • обратиться с заявлением в правоохранительные органы, Трудовую инспекцию.

Первый шаг заключается в регистрации заявления в канцелярии работодателя.

По инициативе работодателя

Сокращение таким способом по личным мотивам считается противозаконным деянием с вытекающими последствиями. Для увольнения нужны веские основания, прописанные нормами трудового законодательства.

ТК РФ включает в себя внушительный перечень причин, наличие одной из которых повод для увольнения главного бухгалтера по статье:

  • несоответствие занимаемой должности;
  • дисциплинарные взыскания.
При незаконном увольнении, отстоять персональные интересы можно путем подачи искового заявления в судебный орган. Решение принимается в максимально сжатые сроки, восстановление в должности осуществлять мгновенно.

По соглашению сторон

Наиболее оптимальный вариант увольнения. Заявление изначально может быть подано наемным рабочим, после стороны договора обговорили имеющиеся особенности и тонкости.

Соглашение сторон рекомендуется подтверждать документальным образом. В документ заносится:

  • предмет сделки;
  • дата фактического увольнения;
  • условия, по достижению которых будет произведено увольнение;
  • вероятные последствия разрыва трудового контракта.
Документ составляется в произвольной форме. Несмотря на отсутствие обязанности в формировании, наличие позволяет исключить недопонимание между сторонами в будущем, к примеру, при начислении компенсационных выплат.

Пенсионера

Главный бухгалтер оставляет за собой правое на написание заявление, в котором достижение пенсионного возраста указано как основание. В таком случае нормы трудового законодательства исключают период отработки.

Во многих компаниях, локальными актами дополнительно предусмотрено выплаты, которые начисляются по причине выхода на пенсию. Заявление может быть подано с таким основанием только единожды.

Справка: пенсионеры, изъявившие желание уволиться с места официального трудоустройства по причине достижения пенсионного возраста, не могут указывать аналогичные основания, после повторного сокращения по собственному желанию.

При ликвидации предприятия

Сокращение по причине ликвидации компании работодателя осуществляется на основании уведомления наемных рабочих – минимум за 2 месяца до даты. Благодаря этому есть время отыскать новое место для трудоустройства – составить резюме, обсудить условия нового трудового контракта.

В последний рабочий день, главный бухгалтер получает:

  • заработную плату – рассчитывается по правилам федерального законодательства и локальных актов компании. Учитывается размер среднего дневного заработка;
  • компенсацию за ранее неиспользованные оплачиваемые дни отпуска – размер пропорционален количеству отпускных дней;
  • дополнительное выходное пособие в размере среднемесячного оклада.

Материальная помощь дополнительно начисляется в первый месяц с момента официального сокращения, во второй – в случае отсутствия нового места работы (исключительно официального).

Рассчитывать на выплату в третьем месяце можно после предварительного обращения на биржу труда, для постановки на учет в качестве безработного в поисках нового работодателя.

Все об отработке

Нормы трудового законодательства не содержат требований относительно отработки – исключительно о своевременном уведомлении работодателя о намерении. Это обеспечивает защиту компаниям любой формы собственности от принятых наемными сотрудниками спонтанных решений, что существенно снижает возможные последствия для производственного процесса.

Справка: работодатели имеют право своим решением сократить установленный законодательством РФ 2-недельный период.

Правила ст. 80 Трудового Кодекса РФ предусматривают увольнение в день подачи наемным сотрудником заявления о сокращении. Причины:

  • зачисление в одно из образовательных учреждений на дневное обучение;
  • выход на пенсию по достижению возраста – закреплено нормами федерального законодательства;
  • наличие серьезного заболевания – подтверждение официальная медицинская справка лечащего врача, заверенная надлежащим образом;
  • перевод супруга в иной регион для дальнейшего выполнения служебных обязанностей – военнослужащие семьи, археологи, высококвалифицированные специалисты;
  • пр. весомые основания.
Главный бухгалтер перед увольнением имеет законное право выйти в оплачиваемый отпуск либо на больничный с заявлением о сокращении. Однако не стоит забывать о профессиональной этике – не нужно оставлять предшественнику неоконченные дела и в период сдачи налоговой отчетности.

Как передать дела главбуха

Передача дел по случаю сокращения с занимаемой должности важна наемному рабочему. Выполняются ранее начатые дела и исключить в дальнейшем всевозможные споры и конфликтные ситуации, к примеру, связанные с необоснованными претензиями.

Справка: акт приема-передачи должен быть подготовлен в таком количестве экземпляров, сколько насчитывается заинтересованных в сторон.

Нормы Федерального закона №402-ФЗ “О бухгалтерском учете” предусматривают передачу установленного перечня исключительно по описи. Бухгалтерские бумаги подлежат хранению в компаниях в течение 5 лет. Рекомендуется формировать акт за указанный временной промежуток.

Новый сотрудник, который назначен на рассматриваемую должность либо уполномоченное назначенное лицо работодателем в обязательном порядке получает от предыдущего главного бухгалтера следующий пакет:

  • учетную политику предприятия;
  • сформированную отчетность с проставленными отметками о передаче на проверку в налоговый орган;
  • многочисленные бухгалтерские и налоговые регистры, которые подтверждают достоверность отчетности;
  • сформированные надлежащим образом акты сверки расчетов с налоговой службой и фондами;
  • помесячный оборотный баланс текущего отчетного периода;
  • инвентаризационную опись;
  • имущество, которое на балансе увольняющегося главного бухгалтера по бумажной форме описи: оттиски, ключи имеющегося сейфа, учредительная документация и регистрационные бланки. При наличии электронной цифровой подписи, которая оформлена на главбуха – передается уполномоченному лицу в четком соответствии с установленными правила электронного документооборота на территории России.
В случае не предоставления, главный бухгалтер привлекается к административной, а в некоторых ситуациях, к уголовной ответственности.

Оформление приказа

Формирование Приказа об увольнении формируется по установленной стандартной форме Т-8. Применяется с целью сокращения ранее занимаемой должности не только главных бухгалтеров, но и наемных сотрудников.

Включает в себя следующие реквизиты:

  • сведения об увольняющемся главном бухгалтере;
  • дату сокращения;
  • причины, которые послужили поводом для принятия соответствующего решения – модно указывать “по семейным обстоятельствам”.
Образец заявления по форме Т-8.doc

Составленный надлежащим образом Приказ в обязательном порядке подписывается должностным лицом компании, часто выступает директор и передан на рассмотрение наемного сотрудника. При согласии с содержанием, требуется поставить персональную подпись.

Запись в трудовой

Необходимые записи в трудовую книжку главного бухгалтера производит уполномоченное лицо работодателя, имеющее на это право, что закреплено должностной инструкцией. В небольших компаниях это ложится на плечи директора.

Запись содержит ссылку на нормы трудового законодательства, в которой указано причину сокращения.

По завершении процедуры заполнения книжки проставляется оттиск предприятия и проставляется подпись уполномоченного лица, который несет персональную ответственно за внесение данных.

Главный бухгалтер обязан получить персональный документ в последний рабочий день. При согласии с указанными данными и отсутствием претензий к специалистам кадровой службы – проставляется подпись в журнале выдачи.

В случае выявления неточностей либо опечаток, данные считаются недействительными, из-за чего нужно вносить коррективы. Это позволяет избежать проблем в будущем при повторном трудоустройстве на новое место работы.

Какие выплаты положены

Главному бухгалтеру положены стандартные выплаты, которые закреплены нормами трудового законодательства:

  • компенсация за неиспользуемый отпуск – согласно среднему дневному доходу наемного рабочего;
  • начисленная заработная плата с учетом налоговых сборов и в Фонд социального страхования.

Внутренние локальные акты компании могут предусматривать дополнительные начисления – закрепляется нормами коллективного договора либо предусмотрено трудовым контрактом с работодателем.

Исключительные ситуации:

  • сокращение по причине ликвидации компании работодателя – преждевременное уведомление наемного штата сотрудников о грядущей волне увольнений;
  • сокращение численности наемного штата сотрудников – отсутствие экономического роста, инициация процедуры банкротства, модернизация производства
Справка: при сокращении по указанным в перечне основаниям, материальная помощь не предусматривается наемным сотрудникам, чья трудовая деятельность осуществляется согласно ранее подписанному срочному договору.

Несет ли бухгалтер ответственность после увольнения

Главный бухгалтер, который передал дела новому наемному сотруднику по правилам федерального законодательства без претензий со стороны непосредственного работодателя, может привлекаться к уголовной, административной либо материальной ответственности исключительно в пределах действия срока исковой давности. Правило актуально в отношении противоправных действий, которые совершены во время выполнения установленных должностных обязанностей.

Уголовная наступает согласно нормам ст. 199 -192.1 Уголовного Кодекса России. С целью привлечения бывшего главного бухгалтера к ответственности, у работодателя должен быть в наличии оформленный надлежащим образом акт приема-передачи дел. Как правило, это упрощает процедуру возбуждения уголовного дела.

Административная в отношении уволившегося главного бухгалтера наступает по причине:

  • выявленных противоправных действий во время обращения с финансовыми средствами компании, включая кассовые операции;
  • выявленных нарушений в сформированной и переданной на проверку уполномоченному органу бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • нарушения установленного времени передачи налоговой и прочей отчетности;
  • выявленных противоправных деяний, которые напрямую связаны с ненадлежащим исполнением должностной инструкции.

Материальная наступает по причине выявленной порчи имущества, которое на балансе компании – крайне редкие случаи из практики.

Чтобы исключить последствия, рекомендуется соблюдать правила федерального законодательства и нормы локальных актов компании работодателя, передать новому сотруднику дела и ввести в курс событий. Для этого рекомендуется планировать увольнение заранее, чтобы успеть подготовить и привести в надлежащий вид.

Об авторе

Валерий Исаев

Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.

Поделиться:
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...