Многоканальная бесплатная горячая линия:
Москва и область: +7 (495) 128-42-53

Ответственность за эксплуатацию детского труда

Использование детского труда

Сравнительно недавно эксплуатация детского труда в Российской Федерации была частью школьного воспитания. Распространенными видами работ были школьные дежурства, включающие наведение порядка в кабинетах, летняя практика (ремонт, уборка территории и т.п.) и прочее.

 

 

Описываемая ситуация сложна и специфична, а потому при решении вопросов, связанных, например, с привлечением ребенка к работам его образовательном учреждении, лучше заручиться поддержкой юриста.

Наш портал предоставляет эту услугу бесплатно.

Согласно действующему законодательству эксплуатация детского труда (статья УК РФ № 150 и 152.2) имеет строгие ограничения. Помимо федерального закона об уголовных правонарушения, ограничения на привлечение несовершеннолетних к рабочей практике налагают:

  • положения «Об образовании» за номером 273-ФЗ;
  • Российский трудовой кодекс;
  • Конвенция о правах ребенка.

Уголовная ответственность

Так, в соответствии с перечисленными нормативно-правовыми актами, учащиеся общеобразовательных школ обладают правом на принятие решения о посещении (или непосещении) трудовых мероприятий, организованных учреждениями, в которых они воспитываются. Привлечение к работам (если таковые проводятся не в рамках образовательного процесса) без согласия самих учеников, их родителей или опекунов, законодателем трактуется как нарушение прав ребенка и может являться уголовно наказуемым деянием.

Если же ученик добровольно решил оказать содействие в ремонтных работах или других действиях на благо школы, то он должен предоставить письменное согласие родителей. То же касается и официального трудоустройства. В противном случае принятие ребенка на работу будет расцениваться как незаконное использование детского труда.

Исключением являются работы, предусмотренные уставом образовательной организации и являющиеся частью быта и самого учебного процесса. К подобным учреждениям относятся профессиональные военные училища, а также исправительные заведения. Также нарушением закона об охране детского труда не является привлечение учащихся к работе на уроках технологии, которые нацелены на то, чтобы научить детей обращаться с инструментами, станками, строительными материалами и кухонными принадлежностями. Отстранение от подобных занятий допускается только в связи с медицинскими показаниями.

Привлечение к работе с 14 лет

Как следует из вышесказанного, при наличии желания несовершеннолетнего законодатель допускает занятие его работой, при том, однако, условии, что это не сможет нанести вред здоровью или помешать получению образования. Т.е. дети представляют собой отдельную группу работников, которые могут быть трудоустроены только с 14 лет и для них установлена менее продолжительная протяженность рабочего дня.

Трудовое законодательство допускает предоставление рабочего места с 14 лет. Протяженность рабочего дня должна быть таковой, чтобы в сумме подросток трудился не более 18 часов в неделю.

Кроме того, законодателем установлен исчерпывающий список работ, допуск к которым несовершеннолетнего не разрешается. К таковым относятся работы:

  • предполагающие тяжелый физический труд;
  • в процессе выполнения которых может быть нанесен вред здоровью и нравственному развитию;
  • сопряженные с опасностью, а также сверхурочные;
  • ночное время суток;
  • в праздничные и выходные дни.

Привлечение к труду детей инвалидов

На учете у российского законодателя стоят проблемы привлечения к труду учащихся с инвалидностью. С целью прояснения данного вопроса Министерством образования России было составлено специальное письмо, содержащее инструктаж, согласно которому привлечение несовершенных лиц особой категории осуществляется для:

  • естественного введения воспитанников в домашний быт и подготовка к труду;
  • способствования формирования опыта социального общежития, адекватного поведения, навыков самопознания и контактов с обществом.

Учащиеся старших классов специальной школы получают знания, нацеленные на практическое применение, в том числе и минимальный профильный опыт в различных трудовых отраслях. Помимо того трудовое обучение предполагает и систему трудотерапии, которая выбирает своим основным направлением восстановительные, компенсаторные и развивающие функции.

В учреждениях коррекции с полным образованием такое обучение (в зависимости от наличия требуемой базы) носит более глубокий характер. Принцип оборудования таких мастерских ориентирован на особенности учащихся с поправкой на их состояние здоровья. То же касается и протяженности трудового дня воспитанников. Руководителем трудового воспитания является специальный учитель.

Трудовое обучение в специальной школе оканчивается аттестацией, которая заключается в практической работе и в теоретическом собеседовании.

Для охранения прав учащихся коррекционной школы при введении трудовой практики в такие образовательные организации привлекается общественный орган (как правило, управляющий совет). Кроме того, подобные вопросы выносятся на решение родительского собрания.

Об авторе

Валерий Исаев

Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.

Поделиться:
Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.