Куда можно жаловаться на ТСЖ при нарушении своих прав
Товарищество собственников жилья – один из предусмотренных жилищным законодательством способов самоуправления владельцев квартир и коммерческих помещений многоэтажного дома. Это некоммерческая организация, главным назначением которой является поддержание общих помещений в необходимом санитарном и техническом состоянии и управление общим имуществом. Иначе говоря, ТСЖ создается с целью облегчить жителям дома обслуживание инженерных систем и территории.
Однако, как и в любом коллективном начинании, конфликты между ТСЖ и его участниками неизбежны. И тогда встает вопрос: куда жаловаться на ТСЖ? Чаще всего это происходит, если вопреки заявленным в уставе целям, правление ТСЖ направляет свои усилия не на защиту интересов жильцов, а на их нарушения. В этом случае собственникам квартир остается писать жалобы, чтобы добиться справедливости.
Однако, пробуема чаще всего состоит в том, что председатель ТСЖ и правление в целом имеют полное представление о своих возможностях, а жильцы дома зачастую мало знакомы со своими правами. Для ее решения есть три пути:
- Самостоятельно изучить жилищное законодательство и найти способ добиться от ТСЖ полного исполнения всех обязательств. Знания, куда можно написать жалобу, безусловно окажутся полезны, но поиск информации займет много времени, в течение которого вопрос е будет решаться.
- Воспользоваться услугами профессионального юриста. Он не только вникнет в суть проблемы, но и полностью возьмет на себя составление жалобы и общение с государственными органами. Времени это займет минимум, но потребует значительных финансовых затрат на оплату услуг.
- Получить бесплатную консультацию на нашем сайте. Это займет совсем немного времени. Достаточно изложить суть конфликта в специальной форме и отправить ее. В течение нескольких минут один из опытных юристов даст развернутый ответ на вопрос кому жаловаться на ТСЖ и предложит примерный план действий. Вооружившись необходимой информацией, можно уверенно писать заявление или жалобу в максимально подходящую для этого инстанцию.
Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения
Собственники квартир, как входящие в число членов ТСЖ, так и нет, могут оспорить любое решение правления. Если посчитают, что оно нарушает их права. Также они имеют право жаловаться на председателя ТСЖ в случае его бездействия. Чаще всего недовольство вызывают:
- ничем не обоснованные чересчур высокие размеры взносов;
- проведение незаконных перепланировок, особенно технических помещений;
- незаконное предоставление общего имущества в аренду в целях личного обогащения;
- попытки переложить на новых собственников долги бывших хозяев квартиры;
- отсутствие коммунальных услуг (например, ГВС или отопления) без наличия на то причин;
- невыполнение обязанностей по ремонту здания, общих помещений или инженерного оборудования;
- несоблюдение санитарных и технических норм при эксплуатации здания и прилегающей территории;
- принятие иных решений, ущемляющих права жильцов, противоречащих уставу или закону.
Если эти вопросы не решатся своевременно, то самым действенным способом будут жалобы на ТСЖ во все возможные инстанции.
Обращение к председателю
Главным должностным лицом любого ТСЖ является его председатель. Он избирается общим собранием собственников и именно ему доверено руководство всей деятельностью товарищества. Поэтому, начинать защиту нарушенных прав следует именно с него. Если действия или бездействие ТСЖ доставляет неудобства сразу многим жильцам, то можно пожаловаться коллективно. Такое обращение имеет больший вес, нежели индивидуальное.
В жалобе на имя председателя ТСЖ следует подробно, но без эмоций изложить суть допущенных нарушений и кто именно их допустил, высказать свои требования. Ссылаться при этом стоит на ст. 143 ЖК, которая дает жильцам право контролировать качество услуг и знакомиться со всеми документами товарищества. В том числе и теми, что касаются размера взносов.
Документ составляется в двух экземплярах, написанных собственноручно или распечатанных. Анонимная жалоба рассмотрена не будет. Первый экземпляр передается председателю, а на втором ставится отметка и принятии документа. Если ТСЖ принять жалобу отказывается, она направляется заказным письмом.
Ответ председателя должен быть письменным и по существу жалобы. Однако, если нарушения происходят с его ведома или даже одобрения, ответ будет формальной отпиской, а проблема не решится. В этом случае жалобу на ТСЖ следует направлять в одну из государственных инстанций:
- Роспотребнадзор;
- Госжилинспекцию;
- Прокуратуру;
- Суд.
Обращение в Роспотребнадзор
Товарищество собственников жилья оказывает жильцам дома услуги. Если их качество неудовлетворительно, то защитить свои права как потребителей можно через специально для этого существующий орган власти – Роспотребнадзор. Он как раз призван следить за соблюдением прав граждан при оказании им различных услуг, в том числе и коммунальных:
- горячего и холодного водоснабжения;
- водоотведения (канализации);
- энергоснабжения (газ, тепло, электричество);
- ремонтных и эксплуатационных работ;
- поддержания чистоты и благоустройство на придомовой территории
Данные услуги являются платными. Размер тарифов, а также их соответствие качеству предоставляемых услуг находится в сфере внимания Роспотребнадзора. Поэтому чрезмерное завышение тарифов со стороны ТСЖ будет поводом для обращения именно в эту инстанцию.
Заявление в Роспотребнадзор о ненадлежащем качестве услуг желательно подтверждать результатами экспертизы или оценки нанесенного этим ущерба. Акт, составленный экспертом или оценщиком необходимо приложить к жалобе. Также передаются и копии обращений в ТСЖ и их ответы. Или указывается факт отсутствия реакции на обращения.
Жалоба в Государственную жилищную инспекцию
Выбирая, куда пожаловаться на ТСЖ, многие граждане с удивлением узнают, что есть специализированный государственный орган — Жилищная инспекция. Он призван осуществлять контроль, за тем:
- как соблюдаются положения жилищного законодательства;
- в каком техническом состоянии находится муниципальный и частный жилой фонд;
- соблюдаются ли правила использования коммуникаций и инженерного оборудования;
- насколько предоставляемые коммунальные услуги соответствуют предъявляемым к их качеству требованиям.
Основным способом контроля является проведение проверок. Они могут быть как заранее запланированными, так и внеплановыми, по жалобам в жилищную инспекцию граждан.
Особое внимание этот орган уделяет ТСЖ. В жилинспекцию можно жаловать в том случае, если законность создания товарищества вызывает сомнения. Или если по мнению собственников жилья собранные ими в качестве взносов средства расходуются не в уставных целях.
Письмо в прокуратуру
Иногда, жалоба на ТСЖ в прокуратуру наиболее действенный способ защитить свои права. Особенно в том случае, если речь идет о неправомерных действиях председателя товарищества. Она может быть направлена одновременно с обращениями в другие инстанции. Для обращения в эту инстанцию не обязательно предварительно пытаться заставить ТСЖ исполнять свои обязанности через подачу жалоб. Достаточно того факта, что имело место нарушения прав со стороны управляющей компании. Однако лучше все же начать с этого этапа и приложить к жалобе копию переписки с ТСЖ.
Писать жалобу следует непосредственно прокурору. По результатам ее рассмотрения будет назначена проверка для подтверждения указанных в жалобе фактов. Но стоит помнить, что если они не подтвердятся, это может стать основанием для привлечения к ответственности уже заявителя. По результатам проведенных действий будет направлен письменный ответ. А ТСЖ обяжут устранить выявленные проверкой нарушения в определенный срок.
Как составить жалобу
Каких-либо строгих требований к составлению обращений в государственные надзорные инстанции нет.
Можно использовать образец жалобы, представленный на нашем сайте
В документе необходимо обязательно указать:
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес проживания);
- данные ТСЖ, на которое пишется жалоба (наименование, ИНН, адрес);
- суть проблемы (завышенный тариф, отсутствие отопления, мусор на территории, незаконная сдача в аренду общих помещений и т.д.);
- временные рамки существования проблемы (когда все началось);
- результаты обращения к председателю ТСЖ (желательно приложить всю переписку);
- требования (включить отопление, убрать мусор, отменить решение о перепланировке и т.д.);
- нормы закона, на которых основано требование;
- просьба ответить на обращение письменно (в дальнейшем это может пригодиться для продолжения борьбы за собственные права).
Заявление в суд
Если жалобы в жилищную инспекцию и другие надзорные инстанции не дали желаемого результата и ТСЖ продолжает нарушать права жильцов или если незаконные действия привели к возникновению ущерба для имущества или вреда для здоровья, собственник квартиры вправе использовать судебную защиту. Его спор с ТСЖ будет рассмотрен в индивидуальном порядке. Но для обращения потребуется уже не жалоба, а исковое заявление, составленное по всем требованиям гражданского процессуального законодательства.
Об авторе
Валерий Исаев
Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.